|
|
Главное
меню:
|
Г.Р. Радищев "Путешествие из Петербурга в Москву"ПешкиСколь мне ни хотелось поспешать в окончании моего путешествия, но по пословице голод не свой брат, принудил меня зайти в избу; и доколе не доберуся опять до – рагу, фрикасе, паштетов и протчаго Французскаго кушанья на отраву изобретеннаго, принудил меня пообедать старым куском жареной говядины, которая со мною ехала в запасе. Пообедав сей раз, горазде хуже нежели иногда обедают многие Полковники, (неговорю о Генералах) в дальних походах; я по похвальному общему обыкновению, налил в чашку приготовленнаго для меня кофию, и услаждал прихотливость мою, плодами пота нещастных Африканских невольников. Увидев предо мною сахар, месившая квашню хозяйка, подослала ко мне маленькова мальчика попросить кусочик сего боярскаго кушанья. – Почему боярское? сказал я ей, давая ребенку остаток моего сахара; не уже ли и ты его употреблять неможеш? – Потому и боярское, что нам купить его не на что, а бояре его употребляют для того, что несами достают деньги. Правда что и бурмистр наш, когда ездит к Москве, то его покупает, но так же на наши слезы. – Разве ты думаеш; что тот, кто употребляет сахар, заставляет вас плакать? – Невсе; но все господа дворяне. Не слезы ли ты крестьян своих пьеш, когда они едят такой же хлеб, как и мы? – Говоря сие показывала она мне состав своего хлеба. Он состоял из трех четдертей мякины и одной части несеяной муки. – Да и то слава богу, при нынешних неурожаях. У многих соседей наших, и того хуже. Чтож вам бояре в том прибыли что вы едите сахар а мы голодны? Ребята мрут, мрут и взрослые. Но как быть потужишь, потужишь, а делай то, что господин велит. – И начала сажать хлебы в печь. Сия укоризна, произнесенная не гневом или негодованием, но
глубоким ощущением душевныя скорби, исполнила сердце мое грустию. Я
обозрел в первый раз внимательно, всю утварь крестьянския избы. Первой
раз обратил сердце к тому, что доселе на нем скользило. – Четыре стены
до половины покрытыя, так как и весь потолок сажею; пол в щелях, на
вершок покрайней мере порозшей грязью; печь без трубы, но лучшая защита
от холода, и дым всякое утро зимою и летом наполняющей избу; окончины в
коих натянутой пузырь смеркающийся в полдень пропускал свет; горшка два
или три; (щастлива изба, коли в одном из них, всякой день есть пустыя
шти!) Деревянная чашка, и крушки тарелками называемые; стол
топором срубленной, которой скоблят скребком по праздникам. Корыто
кормить свиней, или телят, буде есть, спать с ними вместе глотая воздух,
в коем горящая свеча как будто в тумане или за завесою кажется. К
щастию кадка с квасом на уксус похожим и на дворе баня, в коей коли непарятся, то спит скотина.
Посконная рубаха, обувь данная природою, онучки с лаптями для выхода. –
Вот в чем почитается по справедливости, източник государственнаго
избытка, силы, могущества; но тут же видны слабость, недостатки и
злоупотреблении законов, и их шароховатая, так сказать, сторона. Тут
видна алчность дворянства, грабеж, мучительство наше и беззащитное
нищеты состояние. – Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы
оставляем: то чего отнять неможем, воздух. Да один воздух.
Отъемлем нередко у него, нетокмо дар земли хлеб и воду, но и самый свет.
– Закон запрещает отъяти у него жизнь. – Но разве мгновенно. Сколько
способов отъяти ее у него постепенно! С одной стороны почти всесилие; с
другой немощь беззащитная. Ибо помещик в отношении крестьянина есть
законодатель, судия, исполнитель своего решения, и пожеланию своему,
истец, против котораго ответчик ничего сказать несмеет. Се жребии
заклепаннаго во узы, се жребии задслюченнаго в смрадной темнице, се
жребии вола во ярме........ |