•           Электронная библиотека лицеиста

Главное меню:



   Литература в теории

 Сюжет

   Композиция - это построение художественного произведения.
Виды композиции:
  1. линейная - действия последовательны.
  2. инверсионная - обратная, какое-то событие изымается из естественной хронологической цепи и помещается рядом с противоположным ему по тональности; как правило, эпизод из будущего героев переносится в настоящее
  3. кольцевая
  4. концентрическая - одни и теже события повторяются по ходу действия.
Композиционные приёмы:
  • зеркальная симметрия 
  • ретроспекция - возвращение в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящем.
  • рассказ в рассказе
  • композиционный разрыв событий
    Экспозиция - (от лат. expositio - изложение) - часть литературного произведения, обычно предшествующая завязке и содержащая сведения о персонажах, месте и времени действия, описание обстоятельств, имевших место до его начала. Однако не во всех произведениях есть экспозиция, кроме того, она, в соответствии с замыслом автора, может располагаться и после завязки, то есть в середине или конце текста (например, биография Чичикова в одиннадцатой главе "Мертвых душ" Н.В. Гоголя). Различают собственно экспозицию, рисующую обстоятельства, предшествующие началу действия (например, первая часть романа И.А. Гончарова "Обломов", начальные главы романа И.С. Тургенева "Накануне" и др.), и экспозицию героя, раскрывающую становление характера главного действующего лица (первая глава романа "Евгений Онегин", глава "Сержант гвардии" в повести "Капитанская дочка" А.С. Пушкина).
     Завязка - элемент сюжета; событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта в художественном произведении; эпизод, определяющий все последующее развертывание действия. В "Ревизоре" Н.В. Гоголя, например, завязкой является сообщение городничего о приезде ревизора.

   Развитие действия
- структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки. По ходу развития действия конфликт обостряется, а противоречия между действующими лицами углубляются и обостряются.

   Развязка - структурный элемент сюжета: заключительный эпизод в развитии действия, где описывается разрешение конфликта художественного произведения, дается указание на возможные пути его решения или обнаруживается его принципиальная неразрешимость.

   Эпиграф
- (от греч.epigraphe - надпись) - короткий текст (как правило, поэтическая или прозаическая цитата, афоризм, пословица или поговорка), предпосланный произведению или его части и призванный прояснить авторский замысел, указать на основную идею художественного текста, например, комедию "Ревизор" Н.В. Гоголь снабдил эпиграфом: "На зеркало неча пенять, коли рожа крива". Народная пословица.

  Пролог - (греч. prologos - предисловие, от pro - пред и logos - слово, речь) - часть текста художественного произведения, выходящая за границы сюжета и предваряющая начало действия. Как правило, содержит краткий рассказ о предшествующих событиях или поясняет смысл дальнейшего действия в произведении (например, "Пролог на небесах" и "Пролог в театре" в трагедии И.-В. Гете "Фауст").
    Эпилог - (от греч. epilogos - послесловие) - часть текста художественного произведения, выходящая за границы сюжета: рассказ автора о том, что произошло с действующими лицами после развязки сюжетного действия, о дальнейшей судьбе героев.

   Лирическое отступление
- внесюжетный элемент произведения: непосредственное авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение (лирические отступления в "Евгении Онегине" А.С. Пушкина). Намеренное отступление автора от сюжета повествования может принимать форму воспоминаний, обращений автора к читателям (лирическое отступление в 6 главе "Мертвых душ" Н.В. Гоголя).

    Диалог
- (от греч. diаlogos - разговор двух людей) - разговор двух действующих лиц в литературном произведении. Диалог доминирует в драме, но имеет очень большое значение и в эпических произведениях.

   Монолог
- (от греч. monos - один, logos - слово, речь) - речь одного человека в художественном произведении, развернутое высказывание одного персонажа или повествователя. Монологи могут быть обращенными к определенному адресату или уединенными (произносимыми в одиночестве вслух или же принимающими форму внутренней речи - внутренний монолог).

   Реплика - (от лат. repligue - возражение) - фраза, которую произносит персонаж драмы в ответ на высказывание другого действующего лица. Из обмена репликами образуется диалог в драматургическом произведении. В драматургии используется также реплики a parte (в сторону) - условный сценический прием, заключающийся в том, что персонаж говорит как бы "про себя" или обращает свое высказывание непосредственно к зрителям, а не к партнерам по сцене.

   Ремарка - (от франц. remargue - замечание, примечание, пояснение) - дающееся, как правило, в скобках пояснение автора к тексту пьесы. В ремарках, предпосланных тексту в целом, акту, явлению, эпизоду или реплике, сообщается о месте и времени действия, обстановке, прошлом героев, их психологическом состоянии, темпе речи, жестах, интонации и т. п. Часто ремарка открывает авторскую оценку происходящего (например, в пьесе М. Горького "На дне": "Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды..."). Для многих пьес ХХ в. характерна так называемая развернутая (тяготеющая к повествованию) ремарка.

Hosted by uCoz