Главное
меню:
|
Сюжет
Композиция - это построение художественного произведения.
Виды композиции:
- линейная - действия последовательны.
- инверсионная - обратная, какое-то событие изымается из естественной хронологической цепи и
помещается рядом с противоположным ему по тональности; как правило,
эпизод из будущего героев переносится в настоящее
- кольцевая
- концентрическая - одни и теже события повторяются по ходу действия.
Композиционные приёмы:
- зеркальная симметрия
- ретроспекция - возвращение в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящем.
- рассказ в рассказе
- композиционный разрыв событий
-
Экспозиция - (от лат.
expositio - изложение) - часть литературного произведения, обычно
предшествующая завязке и содержащая сведения о персонажах, месте и
времени действия, описание обстоятельств, имевших место до его начала.
Однако не во всех произведениях есть экспозиция, кроме того, она, в
соответствии с замыслом автора, может располагаться и после завязки, то
есть в середине или конце текста (например, биография Чичикова в
одиннадцатой главе "Мертвых душ" Н.В. Гоголя). Различают собственно
экспозицию, рисующую обстоятельства, предшествующие началу действия
(например, первая часть романа И.А. Гончарова "Обломов", начальные
главы романа И.С. Тургенева "Накануне" и др.), и экспозицию героя,
раскрывающую становление характера главного действующего лица (первая
глава романа "Евгений Онегин", глава "Сержант гвардии" в повести
"Капитанская дочка" А.С. Пушкина).
Завязка - элемент сюжета; событие,
послужившее началом возникновения и развития конфликта в художественном
произведении; эпизод, определяющий все последующее развертывание
действия. В "Ревизоре" Н.В. Гоголя, например, завязкой является
сообщение городничего о приезде ревизора.
Развитие
действия - структурный элемент
сюжета: система событий, вытекающих из завязки. По ходу развития
действия конфликт обостряется, а противоречия между действующими лицами
углубляются и обостряются.
Развязка -
структурный элемент сюжета: заключительный эпизод в развитии действия,
где описывается разрешение конфликта художественного произведения,
дается указание на возможные пути его решения или обнаруживается его
принципиальная неразрешимость.
Эпиграф
- (от греч.epigraphe - надпись) -
короткий текст (как правило, поэтическая или прозаическая цитата,
афоризм, пословица или поговорка), предпосланный произведению или его
части и призванный прояснить авторский замысел, указать на основную
идею художественного текста, например, комедию "Ревизор" Н.В. Гоголь
снабдил эпиграфом: "На зеркало неча пенять, коли рожа крива". Народная
пословица.
-
Пролог -
(греч. prologos - предисловие, от pro - пред и logos - слово, речь) -
часть текста художественного произведения, выходящая за границы сюжета
и предваряющая начало действия. Как правило, содержит краткий рассказ о
предшествующих событиях или поясняет смысл дальнейшего действия в
произведении (например, "Пролог на небесах" и "Пролог в театре" в
трагедии И.-В. Гете "Фауст").
Эпилог
- (от греч. epilogos - послесловие) - часть текста
художественного произведения, выходящая за границы сюжета: рассказ
автора о том, что произошло с действующими лицами после развязки
сюжетного действия, о дальнейшей судьбе героев.
Лирическое
отступление - внесюжетный
элемент произведения: непосредственное авторское рассуждение,
размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или
имеющее к нему косвенное отношение (лирические отступления в "Евгении
Онегине" А.С. Пушкина). Намеренное отступление автора от сюжета
повествования может принимать форму воспоминаний, обращений автора к
читателям (лирическое отступление в 6 главе "Мертвых душ" Н.В. Гоголя).
Диалог
- (от греч. diаlogos - разговор двух
людей) - разговор двух действующих лиц в литературном произведении.
Диалог доминирует в драме, но имеет очень большое значение и в
эпических произведениях.
Монолог
- (от греч. monos - один, logos - слово,
речь) - речь одного человека в художественном произведении, развернутое
высказывание одного персонажа или повествователя. Монологи могут быть
обращенными к определенному адресату или уединенными (произносимыми в
одиночестве вслух или же принимающими форму внутренней речи -
внутренний монолог).
Реплика -
(от лат. repligue - возражение) - фраза, которую произносит персонаж
драмы в ответ на высказывание другого действующего лица. Из обмена
репликами образуется диалог в драматургическом произведении. В
драматургии используется также реплики a parte (в
сторону) - условный сценический прием, заключающийся в том, что
персонаж говорит как бы "про себя" или обращает свое высказывание
непосредственно к зрителям, а не к партнерам по сцене.
Ремарка
- (от франц. remargue - замечание, примечание,
пояснение) - дающееся, как правило, в скобках пояснение автора к тексту
пьесы. В ремарках, предпосланных тексту в целом, акту, явлению, эпизоду
или реплике, сообщается о месте и времени действия, обстановке, прошлом
героев, их психологическом состоянии, темпе речи, жестах, интонации и
т. п. Часто ремарка открывает авторскую оценку происходящего (например,
в пьесе М. Горького "На дне": "Подвал, похожий на пещеру. Потолок -
тяжелые, каменные своды..."). Для многих пьес ХХ в. характерна так
называемая развернутая (тяготеющая к повествованию) ремарка.
|