|
|
Главное
меню:
|
Литература в теорииЭпические литературные жанрыСказкаСказка
(нем. Marchen, англ. tale, франц. conte, итал. fiaba, серб.-хорв.
pripovijetka, болг. приказка, чешск. pohadka, польск. bajka, белор. и
укр. казка, байка, у русских до XVIIв. баснь, байка) —
рассказ, выполняющий на ранних стадиях развития в доклассовом обществе
производственные и религиозные функции, т.е. представляющий один из
видов мифа; на поздних стадиях бытующий как жанр устной художественной
литературы, имеющий содержанием необычные в бытовом смысле события
(фантастические, чудесные или житейские) и отличающийся специальным
композиционно-стилистическим построением. В динамике развития
общественных форм и общественного сознания изменяется и понятие
«С.».
Виды сказки
1) С. о животных — древнейший вид; он восходит частью к примитивным Natursagen, частью к позднейшему влиянию литературных поэм средневековья (вроде романа о Ренаре) или к рассказам северных народов о медведе, волке, вороне и особенно о хитрой лисе или ее эквивалентах — шакале, гиене. 2) С. волшебная, генетически восходящая к разным источникам: к разложившемуся мифу, к магическим рассказам, к обрядам, книжным источникам и т.д.: волшебные с. бывают мужскими или женскими по герою и свадебными или авантюрными по целеустановке. Сюда относятся например сказки о «Победителе змея», «О царствах золотом, серебряном и медном», «О юноше, обещанном морскому царю», «Хитрая наука», «Муж ищет исчезнувшую жену», «Мачеха и падчерица», «Иван царевич и серый волк» и др. 3) С. новеллистическая с сюжетами бытовыми, но необычными: «Правда и кривда», «Мудрая жена», «Терпеливая жена», «Маркобогатый», С. о глупых чертях, великанах, о ловких ворах и т.п. Среди них имеются разновидности С. анекдотической (о пошехонцах, хитрых женах, попах и т.п.) и эротической. Генетически новеллистическая С. чаще корнями уходит уже в феодальное общество с четкими классовыми расслоениями. 4) С. легендарная, столь же поздняя, как и новелла. Она корнями ближе к мифам или к религиозной литературе исторических религий: христианства, мусульманства, буддизма, иудаизма и т.д. Напр. «Гордый царь», «Божий крестник», «Бог в гостях у человека», «Пустынник и черти» и т.п. 5) С.-пародии (совсем новый жанр), пародирующие сказочную форму (напр. коротушки или бесконечные, так наз. «докучные» сказки), или содержание сказок («Фома Беренников»), С.-дразнилки. Особенно среди пародий надо отметить небылицы, происхождение к-рых может быть даже очень древнее. Наконец, 6) детскаяС., т.е. рассказываемая детьми, а часто и взрослыми для детей, — генетически очень сложна и невыяснена, но составляет особый жанр со своим строением и даже сюжетами. Таковы напр. «Петушок подавился зернышком», «Коза и козлята», «Теремок», «Коза за орехами» и т.п. У отдельных народов система разновидностей С. конечно колеблется. |