Главное
меню:
|
Миф
- Ми́фы
(др.-греч. mythos – предание),
древнейший жанр народного творчества; повествование, персонифицирующее
в художественных образах общественные представления о природных и
социальных явлениях, об устройстве мира в целом. Миф возникает в
первобытном обществе как средство логического и вместе с тем
эмоционального постижения причин и законов существования мира и
человека в мире. Он руководит первобытным сознанием, даёт человеку
первичные представления о религии, искусстве, общественно-правовых
отношениях и т. д. По функциям и предметам изображения
выделяют различные типы мифов. Большинство мифов являются
этиологическими, разъясняющими причины существования того или иного
явления. Космогонические мифы сообщают о выделении Порядка из Хаоса, об
устройстве мира; к этому разряду относятся также астральные мифы (в
т. ч. солярные и лунарные). Возникновение богов и людей
описывают, соответственно, мифы теогонические и антропогонические, в
последних дано множество трактовок происхождения человеческого рода;
описывается или происхождение людей от какого-либо определённого
животного, птицы, рыбы (в тотемических мифах), или их волшебное
рождение из тела первочеловека, приносимого в жертву богам (в
древнеиндийской «Ригведе» и
«Упанишадах»). Мифы эсхатологические повествуют о
конце света или конце времён; они носят предупредительный характер:
разрушение привычного для людей мира связывается с нарушением ими
порядка (например, с невыполнением данных богами законов). Конец света
изображается как разрушение земной поверхности, хаотическое смешение
стихий; его сопровождают землетрясения, пожары, мировой потоп, мор,
нашествие чудовищ. Часто такая катастрофическая трансформация мира
представлена как процесс его пересоздания богом для достижения
окончательного, идеального Порядка. Мифы героические рассказывают о
четырёх типах героев: первопредках, демиургах, культурных героях и
трикстерах. Первопредки – это создатели родовой общины и её
правил, первые люди или тотемные существа. Демиурги – боги
или люди, владеющие искусством созидания природных объектов и
культурных предметов. Культурные герои учат людей ремёслам и
искусствам, добывают для них уже готовые магические предметы,
устанавливают общественные правила, защищают от сил Хаоса –
чудовищ и хтонических существ. Трикстеры являются комическими дублёрами
или демоническими антагонистами демиургов.
-

-
Античные авторы регулярно применяли образы и сюжетные схемы мифов в
своих сочинениях. В Средние века на основе мифов создаются национальные
образцы героического эпоса, а в эпоху Возрождения
образы многих десакрализованных мифов используются в качестве условных
эмблем Добра и Зла (например, Ариэль и Калибан в
«Буре» У. Шекспира).
Творческую интерпретацию мифов предлагают представители романтизма
в кон. 18 – нач. 19 в. К началу 20 в.
мифологическая основа стала неотъемлемой чертой многих образцов
модернистской литературы (романы Дж. Джойса
и Т. Манна, поэзия Р. М. Рильке,
Т. С. Элиота). Во второй пол.
20 в. в связи с творчеством латиноамериканских прозаиков (Х.
Л. Борхеса, Г. Гарсия Маркеса
и др.) исследователи пишут о мифологическом реализме как особом методе
художественного изображения современной действительности.
|