|
|
Главное
меню:
|
Литература в теорииЛирические литературные жанрыОдаОда (от греч. 'ωδή=песня) —
лирическое произведение, посвященное изображению крупных исторических
событий или лиц, говорящее о значительных темах религиозно-философского
содержания, насыщенное торжественным тоном, патетическим воодушевлением
автора, сознающего себя во власти высших сил, органом или божественной
воли или всенародного разума. Первоначально словесный текст оды
сопровождался музыкой и танцами; вызванная к жизни героическими
событиями и религиозными переживаниями греческого народа, она
отличалась своеобразными чертами, ей органичными и впоследствии
ставшими только условно декоративными.Опыты Ломоносова,
выступившего с первой своей одой «На взятие Хотина»
в 1739 году, вполне соответствовали этому теоретическому воззрению: в
них преобладают значительные темы (Петр Великий, значение науки,
размышления о боге и природе) в торжественной словесной оправе, с ярко
выраженным декламационным складом, с чертами в тоже время иноземного
происхождения: мифологизмом и тем украшающим героя вымыслом, который
давал бы иллюзию величия, близкого к реальному. Живя в верхнем кругу
русского общества, в «новоманирном» шляхетстве,
русская ода исключительно пела представителей этого класса.
Торжественность стиля достигалась обилием славянизмов. Наибольшей
искренности ода достигала тогда, когда поэт говорил о задушевном ему,
дорогом, давно знакомом: таковы духовные оды Ломоносова, в которых он,
дитя раскольничьего севера, с детских лет увлекавшийся библией, касался
тем, для него интимно близких. Постепенно русская ода спускалась с
высот и торжественную напевность заменила реалистическими подробностями
в более пресной словесной оправе. На долю Державина, главным образом,
выпала роль преобразователя оды: сильный в торжественных темах и
находящий звучные слова в одах религиозных и философских, для чего
помимо личной настроенности богатую пищу давал XVIII век —
«век просвещения», лирик екатерининской эпохи
превращал иногда оду в оду-сатиру и тогда реальные подробности,
саркастические намеки, шутки вплетались в оду, опрощая ее. Эти
реалистические детали, заимствованные из неприхотливой обстановки и
дающие повод временами перейти к размышлениям возвышенного порядка,
наполняют многие оды Д., в особенности те, в которых сказывается другая
стихия античной оды — горацианская. Если последняя стихия,
возводившая «простое» в картинное и пользовавшаяся
темами личной жизни, пробегала по русской лирике
XIX века и давала прекрасные оды то Пушкина («Вакхическая
песня»), то Фета, то и первая торжественная, декламационная
вспыхивала то в бесчисленных песнях поры наполеоновских войн, то у
отдельных лириков, торжественно настроенных по поводу какого-нибудь
события или идейной темы. Своебразное место
занимает лирика Некрасова, часто сочетавшая оду с сатирой и построенная
на минорных аккордах, вызванных острыми социальными вопросами 19 века.
Ода воскресла в наши дни: Маяковский и особенно пролетарские поэты во
многом являются одописцами со всеми типичными чертами этого жанра в его
первоначальном виде: «пиндаризм» пролетарской
поэзии несомненен в пункте резко выраженного сознания у поэта соборности
его творчества, выражения коллективного одушевления; только старый
мифологизм заменился образами фабрично заводской действительности; поэт
— слуга дворянского класса в XVIII в., стал частью массы
«синеблузых», выражающих собою все человечество;
певец личных настроений в XIX в., новый поэт считает себя носителем
общечеловеческих устремлений, защищаемых «четвертым
сословием».
|