Электронная библиотека лицеиста

Главное меню:

 Помощь при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ

                                                                     ГИА    

Экзаменационная работа 4


  Просмотрите художественные тексты, предложенные в варианте 1 и варианте 2 части 1 экзаменационной работы, и выберите вариант, который вы будете выполнять. Оценивается выполнение только ОДНОГО варианта части 1 экзаменационной работы.

        Вариант 1

  Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1.1.1.-1.1.4  
 ЯВЛЕНИЕ 11
София, Лиза, Молчалин.

София

Молчалин! как во мне рассудок цел остался!
Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!
Зачем же ей играть, и так неосторожно?
Скажите, что у вас с рукой?
Не дать ли капель вам? не нужен ли покой?
Пошлёмте к доктору, пренебрегать не должно.

Молчалин

Платком перевязал, не больно мне с тех пор.

Лиза

Ударюсь об заклад, что вздор;
И если б не к лицу, не нужно перевязки;
А то не вздор, что вам не избежать огласки:
На смех, того гляди, подымет Чацкий вас;
И Скалозуб, как свой хохол закрутит,
Расскажет обморок, прибавит сто прикрас;
Шутить и он горазд, ведь нынче кто не шутит!

София

А кем из них я дорожу?
Хочу - люблю, хочу - скажу.
Молчалин! будто я себя не принуждала?
Вошли вы, слова не сказала,
При них не смела я дохнуть,
У вас спросить, на вас взглянуть. -

Молчалин

Нет, Софья Павловна, вы слишком откровенны.

София

Откуда скрытность почерпнуть!
Готова я была в окошко к вам прыгнуть.
Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?
Смешно? - пусть шутят их; досадно? - пусть бранят.

Молчалин

Не повредила бы нам откровенность эта.

София

Неужто на дуэль вас вызвать захотят?

Молчалин

Ах! злые языки страшнее пистолета.

Лиза

Сидят они у батюшки теперь,
Вот кабы вы порхнули в дверь
С лицом весёлым, беззаботно:
Когда нам скажут, что хотим -
Куда как верится охотно!
И Александр Андреич, - с ним
О прежних днях, о тех проказах
Поразвернитесь-ка в рассказах,
Улыбочка и пара слов,
И кто влюблён - на всё готов.

Молчалин

Я вам советовать не смею.
(Целует ей руку.)

София

Хотите вы?.. Пойду любезничать сквозь слёз;
Боюсь, что выдержать притворства не сумею.
Зачем сюда бог Чацкого принёс!
(Уходит).
(А.С. Грибоедов "Горе от ума")

  Для выполнения задания 1.1.1. - 1.1.3 запишите в бланке ответов сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развёрнутый связный ответ (примерный объем -  3-5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, используя приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.

1.1.1  Участники приведенной сцены испытывают разные эмоции. Каковы их истоки применительно к каждому персонажу?

1.1.2   Способна ли Софья к притворству? ( Обоснуйте ваш ответ с привлечением данного фрагмента и других эпизодов пьесы).

1.1.3   Как характеризует Молчплина гео реакция на поведение Софьи?

  Для выполнения задания 1.1.4 запишите в бланке ответов сначала номер задания, а затем дайте развёрнутый связный ответ (примерный объём - 5-8 предложений). Найдите основание для сопоставления представленных текстов и сопоставьте их в выбранном ракурсе, приводя доказательства и формулируя обоснованные выводы (допускается обращение к другим эпизодам произведений). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.

1.1.4  Сопоставьте  рассматриваемый фрагмент пьесы с приведенным ниже фрагментом романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка". К каким выводам приело вас это сопоставление?

     Но кто же брал на себя труд уведомить отца моего о моем поведении? Генерал? Но он, казалось, обо мне не слишком заботился; а Иван Кузмич не почел за нужное рапортовать о моем поединке. Я терялся в догадках. Подозрения мои остановились на Швабрине. Он один имел выгоду в доносе, коего следствием могло быть удаление мое из крепости и разрыв с комендантским семейством. Я пошел объявить обо всем Марье Ивановне. Она встретила меня на крыльце. "Что это с вами сделалось?" - сказала она, увидев меня. - "Как вы бледны!" - все кончено! - отвечал я и отдал ей батюшкино письмо. Она побледнела в свою очередь. Прочитав, она возвратила мне письмо дрожащею рукою и сказала дрожащим голосом: "Видно мне не судьба… Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич; будьте хоть вы счастливы…" - Этому не бывать! - вскричал я, схватив ее за руку; - ты меня любишь; я готов на все. Пойдем, кинемся в ноги к твоим родителям; они люди простые, не жестокосердые гордецы… Они нас благословят; мы обвенчаемся… а там современем, я уверен, мы умолим отца моего; матушка будет за нас; он меня простит… "Нет, Петр Андреич", - отвечала Маша - "я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет тебе счастия. Покоримся воле божией. Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую - бог с тобою, Петр Андреич; а я за вас обоих…" Тут она заплакала, и ушла от меня; я хотел было войти за нею в комнату, но чувствовал, что был не в состоянии владеть самим собою, и воротился домой.
(А.С. Пушкин "Капитанская дочка")

Вариант 2

 Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания 1.2.1 - 1.2.4.
* * *
С поляны коршун поднялся,
Высоко к небу он взвился;
Всё выше, дале вьется он —
И вот ушел за небосклон!

Природа-мать ему дала
Два мощных, два живых крыла —
А я здесь в поте и в пыли.
Я, царь земли, прирос к земли!..

                                                                                               (Ф.И.Тютчев)

   Для выполнения заданий 1.2.1 - 1.2.3 запишите в бланке ответов  сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайтеразвёрнутый связный ответ (примерный объём -  3-5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, используя приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.

1.2.1 Охарактеризуйте чувства, которые испытывает лирический герой
 стихотворения Ф.И. Тютчева, наблюдающий полет коршуна?

1.2.2 Как прием антитезы помогает воплотить замысел автора ?

1.2.3 Почему стихотворени Тютчева заканчивается восклицательным знаком и
 многоточием?

Для выполнения задания 1.2.4 запишите в бланке ответов сначала номер
задания, а затем дайте развёрнутый связный ответ (примерный объём - 5-8
предложений). Найдите основание для сопоставления представленных
текстов и сопоставьте их в выбранном ракурсе, приводя доказательства и
формулируя обоснованные выводы (допускается обращение к другим эпизодам
произведений). Привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия,
раскрывайте собственное понимание произвидений.

1.2.4Сопоставьте стихотворение Ф.И. Тютчева "С поляны коршун поднялся..." с
 приведенным ниже фрагментом оды Г.Р. Державина "Бог". К каким выводам приело
 вас это сопоставление?

Ты есть! — природы чин вещает.
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть — и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей ты телесных,
Где начал ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.

Я связь миров, повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я бог!
Но, будучи я столь чудесен,
Отколе происшел? — безвестен;
А сам собой я быть не мог.
(Г.Р. Державин)

Часть 2

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем слчинений (2.1 - 2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается нулём баллов). Опирайтесь на текст литературных произведений, учитывайте позицию автора, привлекайте необходимые теоретико- литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.

2.1   В чем , с вашей точки зрения, заключается современность современность звучания комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" ?

2.2   Какой предстает русская природа в лирике  Ф.И. Тютчева? (На примере 2-3 стихотворений по выбору учащегося.)

2.3  В чем заключается противоположность натур Онегина и Ленского? (По роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин".)

2.4   Как  в литературе XX века о войне раскрываются ее трагические и героические стороны?( На примере одного из художественных произведений по выбору учащегося.)





Hosted by uCoz