Электронная библиотека лицеиста

Главное меню:

 Помощь при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ

                                                                     ГИА    

Экзаменационная работа 4


  Просмотрите художественные тексты, предложенные в варианте 1 и варианте 2 части 1 экзаменационной работы, и выберите вариант, который вы будете выполнять. Оценивается выполнение только ОДНОГО варианта части 1 экзаменационной работы.

        Вариант 1

  Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1.1.1.-1.1.4  

             И сказал ему Кирибеевич:
              "А поведай мне, добрый молодец,
              Ты какого-роду племени,
              Каким именем прозываешься?
              Чтоб знать, по ком панихиду служить,
              Чтобы было чем похвастаться".

              Отвечает Степан Парамонович:
              "А зовут меня Степаном Калашниковым,
              А родился я от честного отца,
              И жил я по закону господнему:
              Не позорил я чужой жены,
              Не разбойничал ночью темною,
              Не таился от свету небесного...
              И промолвил ты правду истинную:
              По одном из нас будут панихиду петь,
              И не позже как завтра в час полуденный;
              И один из нас будет хвастаться,
              С удалыми друзьями пируючи...
              Не шутку шутить, не людей смешить
              К тебе вышел я, басурманский сын, -
              Вышел я на страшный бой, на последний бой!"

              И услышав то, Кирибеевич
              Побледнел в лице, как осенний снег;
              Бойки очи его затуманились,
              Между сильных плеч пробежал мороз,
              На раскрытых устах слово замерло...

              Вот молча оба расходятся,-
              Богатырский бой начинается.

              Размахнулся тогда Кирибеевич
              И ударил в первой купца Калашникова,
              И ударил его посередь груди -
              Затрещала грудь молодецкая,
              Пошатнулся Степан Парамонович;
              На груди его широкой висел медный крест
              Со святыми мощами из Киева, -
              И погнулся крест и вдавился в грудь;
              Как роса из-под него кровь закапала;
              И подумал Степан Парамонович:
              "Чему быть суждено, то и сбудется;
              Постою за правду до последнева!"
              Изловчился он, изготовился,
              Собрался со всею силою
              И ударил своего ненавистника
              Прямо в левый висок со всего плеча.

              И опричник молодой застонал слегка,
              Закачался, упал замертво;
              Повалился он на холодный снег,
              На холодный снег, будто сосенка,
              Будто сосенка во сыром бору
              Под смолистый под корень подрубленная,
              И, увидев то, царь Иван Васильевич
              Прогневался гневом, топнул о землю
              И нахмурил брови черные;
              Повелел он схватит удалова купца
              И привесть его пред лицо свое.
(М.Ю. Лермонтов " Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого опричника
 и удалого купца Калашникова")


  Для выполнения задания 1.1.1. - 1.1.3 запишите в бланке ответов сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развёрнутый связный ответ (примерный объем -  3-5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, используя приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.

1.1.1  За какую правду готовится "постоять до последнева" купец Калашников?

1.1.2   Как автор относится к Кирибеевичу? Свой ответ обоснуйте.

1.1.3   В чем вы видите причину царского гнева?

  Для выполнения задания 1.1.4 запишите в бланке ответов сначала номер задания, а затем дайте развёрнутый связный ответ (примерный объём - 5-8 предложений). Найдите основание для сопоставления представленных текстов и сопоставьте их в выбранном ракурсе, приводя доказательства и формулируя обоснованные выводы (допускается обращение к другим эпизодам произведений). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.

1.1.4  Сопоставьте  рассматриваемый фрагмент поэмы М.Ю. Лермонтова с приведенным ниже фрагментом поемы А.Т. Твардовского "Василий Теркин". К каким выводам приело вас это сопоставление.

Бьется насмерть парень бравый,
 Так что дым стоит сырой,
 Словно вся страна-держава
 Видит Теркина:
 - Герой!

 Что страна! Хотя бы рота
 Видеть издали могла,
 Какова его работа
 И какие тут дела.

 Только Теркин не в обиде.
 Не затем на смерть идешь,
 Чтобы кто-нибудь увидел.
 Хорошо б. А нет - ну что ж...

 Бьется насмерть парень бравый -
 Так, как бьются на войне.
 И уже рукою правой
 Он владеет не вполне.

 Кость гудит от раны старой,
 И ему, чтоб крепче бить,
 Чтобы слева класть удары,
 Хорошо б левшою быть.

 Бьется Теркин,
 В драке зоркий,
 Утирает кровь и пот.
 Изнемог, убился Теркин,
 Но и враг уже не тот.

 Далеко не та заправка,
 И побита морда вся,
 Словно яблоко-полявка,
 Что иначе есть нельзя.

 Кровь - сосульками. Однако
 В самый жар вступает драка.

 Немец горд.
 И Теркин горд.
 - Раз ты пес, так я - собака,
 Раз ты черт,
 Так сам я - черт!

 Ты не знал мою натуру,
 А натура - первый сорт.
 В клочья шкуру -
 Теркин чуру
 Не попросит. Вот где черт!

 Кто одной боится смерти -
 Кто плевал на сто смертей.
 Пусть ты черт. Да наши черти
 Всех чертей
 В сто раз чертей.

 Бей, не милуй. Зубы стисну,
 А убьешь, так и потом
 На тебе, как клещ, повисну,
 Мертвый буду на живом.

 Отоспись на мне, будь ласков,
 Да свали меня вперед.

 Ах, ты вон как! Драться каской?
 Ну не подлый ли народ!

 Хорошо же! -
 И тогда-то,
 Злость и боль забрав в кулак,
 Незаряженной гранатой
 Теркин немца - с левой - шмяк!

 Немец охнул и обмяк...

 Теркин ворот нараспашку,
 Теркин сел, глотает снег,
 Смотрит грустно, дышит тяжко, -
 Поработал человек.
(А.Т. Твардовский "Василий Теркин")

Вариант 2

 Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания 1.2.1 - 1.2.4.
ТУЧА

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала,
И молния грозно тебя обвивала;
И ты издавала таинственный гром
И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась,
Земля освежилась, и буря промчалась,
И ветер, лаская листочки древес,
Тебя с успокоенных гонит небес.

                                                                                               (А.С. Пушкин)

   Для выполнения заданий 1.2.1 - 1.2.3 запишите в бланке ответов  сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайтеразвёрнутый связный ответ (примерный объём -  3-5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, используя приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.

1.2.1 Охарактеризуйте настроение лирического героя стихотворения А.С. Пушкина?

1.2.2 В чем заключается своеобразие композиции стихотворения "Туча" ?

1.2.3 Как соотносятся мир природы и мир человека в пушкинской "Туче"?

Для выполнения задания 1.2.4 запишите в бланке ответов сначала номер
задания, а затем дайте развёрнутый связный ответ (примерный объём - 5-8
предложений). Найдите основание для сопоставления представленных
текстов и сопоставьте их в выбранном ракурсе, приводя доказательства и
формулируя обоснованные выводы (допускается обращение к другим эпизодам
произведений). Привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия,
раскрывайте собственное понимание произвидений.

1.2.4Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина "Туча"с приведённым ниже
стихотворением М.Ю. Лермонтова "Тучи". К каким выводам вас
привело это сопоставление?

ТУЧИ

Тучки небесные, вечные странники!
 Степью лазурною, цепью жемчужною
 Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
 С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
 Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
 Или на вас тяготит преступление?
 Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
 Вечно холодные, вечно свободные,
 Нет у вас родины, нет вам изгнания.
(М.Ю. Лермонтов)

Часть 2

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем слчинений (2.1 - 2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается нулём баллов). Опирайтесь на текст литературных произведений, учитывайте позицию автора, привлекайте необходимые теоретико- литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.

2.1   Каким предстает образ царя в " Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова ?

2.2   Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема любви?

2.3  Какие человеческие пороки обличает Н.В. Гоголь в поэме "Мертвые души"?

2.4   Как осмыслены взаимоотношения человека и природы в русской прозе XX века ( на примере одного из произведений по выбору учащегося)?





Hosted by uCoz