Электронная библиотека лицеиста

Главное меню:

 Помощь при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ

                                                                     ГИА    

Экзаменационная работа 3


  Просмотрите художественные тексты, предложенные в варианте 1 и варианте 2 части 1 экзаменационной работы, и выберите вариант, который вы будете выполнять. Оценивается выполнение только ОДНОГО варианта части 1 экзаменационной работы.

        Вариант 1

  Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания 1.1.1.-1.1.4  

Над широким берегом Дуна́я,
 Над великой Га́лицкой землёй
 Плачет, из Пути́вля долетая,
 Голос Яросла́вны молодой:

 «Обернусь я, бедная, кукушкой,
 По Дунаю-речке полечу
 И рукав с бобровою опу́шкой
 Наклонясь, в Кая́ле омочу.
 Улетят, развеются туманы,
 Приоткроет очи Игорь-князь,
 И утру кровавые я раны,
 Над могучим телом наклонясь».

 Далеко́ в Путивле, на забрале,
 Лишь заря займётся поутру,
 Ярославна, полная печали,
 Как кукушка, кличет на юру:

 «Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
 Что клубишь туманы у реки,
 Стрелы полове́цкие вздымаешь,
 Мечешь их на русские полки?
 Чем тебе не любо на просторе
 Высоко под облаком летать,
 Корабли лелеять в синем море,
 За кормою волны колыхать?
 Ты же, стрелы вражеские сея,
 Только смертью веешь с высоты.
 Ах, зачем, зачем моё веселье
 В ковылях навек развеял ты?»

 На заре в Путивле причитая,
 Как кукушка раннею весной,
 Ярославна кличет молодая,
 На стене рыдая городской:
«Днепр мой славный! Каменные го́ры
 В землях половецких ты пробил,
 Святослава в дальние просторы
 До полков Кобя́ковых носил.
 Возлелей же князя, господине,
 Сохрани на дальней стороне,
 Чтоб забыла слёзы я отныне,
 Чтобы жив вернулся он ко мне!»

 Далеко́ в Путивле, на забрале,
 Лишь заря займётся поутру,
 Ярославна, полная печали,
 Как кукушка, кличет на юру:

 «Солнце трижды светлое! С тобою
 Каждому приветно и тепло.
 Что ж ты войско князя удалое
 Жаркими лучами обожгло?

 И зачем в пустыне ты безводной
 Под ударом грозных половчан
 Жаждою стянуло лук походный,
 Горем переполнило колчан?»

("Слово о полку Игореве" перевод Н.А. Заболоцкого)


  Для выполнения задания 1.1.1. - 1.1.3 запишите в бланке ответов сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайтеразвёрнутый связный ответ (примерный объём -  3-5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, используя приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.

1.1.1  Почему Ярославна обращается со своим горем к природе?

1.1.2   В чем смысл сравнения героини с кукушкой?

1.1.3   Какое значение имеет "плач Ярославны" для понимания основной идеи "Слова о полку Игореве"?

  Для выполнения задания 1.1.4 запишите в бланке ответов сначала номер задания, а затем дайте развёрнутый связный ответ (примерный объём - 5-8 предложений). Найдите основание для сопоставления представленных текстов и сопоставьте их в выбранном ракурсе, приводя доказательства и формулируя обоснованные выводы (допускается обращение к другим эпизодам произведений). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.

1.1.4  Сопоставьте плач Ярославны из приведённого фрагмента "Слово о полку Игореве" с фрагментом баллады В.А. Жуковского "Светлана". К каким выводам привело вас это сопоставление?
  Тускло светится луна
     В сумраке тумана -
Молчалива и грустна
     Милая Светлана.
"Что, подруженька, с тобой?
     Вымолви словечко;
Слушай песни круговой;
     Вынь себе колечко.
Пой, красавица: "Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
     Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
     При святом налое".
"Как могу, подружки, петь?
     Милый друг далєко;
Мне судьбина умереть
     В грусти одинокой.
Год промчался - вести нет;
     Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
     Им лишь сердце дышит.
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
     Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
     Ангел-утешитель".
Вот в светлице стол накрыт
     Белой пеленою;
И на том столе стоит
     Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
     "Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
     В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
     Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
     Ужинать с тобою".
( В.А. Жуковский "Светлана")

Вариант 2

 Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания 1.2.1 - 1.2.4.
  Я помню чудное мгновенье:
   Передо мной явилась ты,
   Как мимолетное виденье,
   Как гений чистой красоты.
  
   В томленьях грусти безнадежной,
   В тревогах шумной суеты,
   Звучал мне долго голос нежный
   И снились милые черты.
  
   Шли годы. Бурь порыв мятежный
   Рассеял прежние мечты,
   И я забыл твой голос нежный,
   Твои небесные черты.
  
   В глуши, во мраке заточенья
   Тянулись тихо дни мои
   Без божества, без вдохновенья,
   Без слез, без жизни, без любви.
  
   Душе настало пробужденье:
   И вот опять явилась ты,
   Как мимолетное виденье,
   Как гений чистой красоты.
  
   И сердце бьется в упоенье,
   И для него воскресли вновь
   И божество, и вдохновенье,
   И жизнь, и слезы, и любовь.

                                                                                               (А.С. Пушкин)

   Для выполнения заданий 1.2.1 - 1.2.3 запишите в бланке ответов  сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайтеразвёрнутый связный ответ (примерный объём -  3-5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, используя приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.

1.2.1 Как в стихотворении раскрыто пушкинское онимание о любви?

1.2.2 Вчем своеобразие композиции стихотворения?

1.2.3 Какую роль в стихотворении играют эпитеты?

Для выполнения задания 1.2.4 запишите в бланке ответов сначала номер
задания, а затем дайте развёрнутый связный ответ (примерный объём - 5-8
предложений). Найдите основание для сопоставления представленных
текстов и сопоставьте их в выбранном ракурсе, приводя доказательства и
формулируя обоснованные выводы (допускается обращение к другим эпизодам
произведений). Привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия,
раскрывайте собственное понимание произвидений.

1.2.4Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина "К***"(" Я помню чудное мгновенье...")
 с приведённым ниже стихотворение Ф.И. Тютчева "К.Б." К каким выводам вас
привело это сопоставление?

К. Б.

Я встретил вас — и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое —
И сердцу стало так тепло...
Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас, —
Так, весь обвеян дуновеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...
Как после вековой разлуки
Гляжу на вас, как бы во сне, —
И вот — слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, —
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
(Ф.И. Тютчев)

Часть 2

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем слчинений (2.1 - 2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается нулём баллов). Опирайтесь на текст литературных произведений, учитывайте позицию автора, привлекайте необходимые теоретико- литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.

2.1   Каково авторское отношение к князю Игорю?

2.2   Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема высокого назначения поэта?

2.3  Почему А.С. Грибоедов заменил первоначальное название своей комедии "Горе уму" на "Горе от ума"?

2.4   Что сделало Василия Теркина поистине народным героем? (По поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин")






Hosted by uCoz