Электронная библиотека лицеиста

Главное меню:

 Помощь при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ

                                                                     ГИА    

Экзаменационная работа 1


  Просмотрите художественные тексты, предложенные в варианте 1 и варианте 2 части 1 экзаменационной работы, и выберите вариант, который вы будете выполнять. Оценивается выполнение только ОДНОГО варианта части 1 экзаменационной работы.

        Вариант 1

  Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания 1.1.1.-1.1.4


   -На всё воля божья, матушка! -  сказал Чичиков вздохнувши,- против мудрости Божией ничего нельзя сказать... Уступите-ка их мне, Настасья Петровна?
   -Кого, батюшка?
   -Да вот этих-то всех, что умерли.
   -Да как же уступить их?
   -Да так просто. Или, пожалуй, продайте. Я вам за них дам деньги.
   -Да как же, я, право, в толк-то не возьму? Нешто хочешь ты их откапывать из земли?
   Чичиков увидел, что старуха хватила далеко и что необходимо ей нужно растолковать, в чем дело. В немногих словах объяснил он ей, что перевод или покупка будет значиться только на бумаге и души будут прописаны как бы живые.
   -Да на что ж они тебе? - сказала старуха, выпучив на него глаза.
   -Это уж мое дело.
   -Да ведь они ж мертвые.
   -Да кто же говорит, что они живые? Потому-то и в убыток вам, что мертвые: вы за них платите, а теперь я вас избавлю от хлопот и платежа. Понимаете? Да не только избавлю, да еще сверх того дам вам пятнадцать рублей. Ну, теперь ясно?
   -Право, не знаю -, произнесла хозяйка с расстановкой. - Ведь я мертвых никогда еще не продавала.
   -Еще бы! Это бы скорей походило на диво, если бы вы их кому-нибудь продали. Или вы думаете, что в них есть в самом деле какой-нибудь прок?
   -Нет, этого-то я не думаю. Что ж в них за прок, проку никакого нет. Меня только то и затрудняет, что они уже мертвые.
   "Ну, баба, кажется, крепколобая!" подумал про себя Чичиков. -Послушайте, матушка. Да вы рассудите только хорошенько: ведь вы разоряетесь, платите за него подать как за живого...
   -Ох, отец мой, и не говори об этом! - подхватила помещица. -Еще третью неделю взнесла больше полутораста, да заседателя подмаслила.
   -Ну, видите, матушка. А теперь примите только в соображение то, что заседателя вам подмасливать больше не нужно, потому что теперь я плачу за них, я, а не вы; я принимаю на себя все повинности. Я совершу даже крепость на свои деньги, понимаете ли вы это?
   Старуха задумалась. Она видела, что дело, точно, как будто выгодно, да только уж слишком новое и небывалое; а потому начала сильно побаиваться, чтобы как-нибудь не надул ее этот покупщик; приехал же бог знает откуда, да еще и в ночное время.
   -Так что ж, матушка, по рукам, что ли? - говорил Чичиков.
  -Право, отец мой, никогда еще не случалось мне продавать покойников. - Живых-то я уступила, вот и третьего года протопопу двух девок по сту рублей каждую, и очень благодарил, такие вышли славные работницы: сами салфетки ткут.
   -Ну, да не о живых дело; бог с ними. Я спрашиваю мертвых.
  -Право, я боюсь на первых-то порах, чтобы как-нибудь не понести убытку. Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того... они больше как-нибудь стоят.
   -Послушайте, матушка... эх какие вы! что ж они могут стоить? Рассмотрите: ведь это прах. Понимаете ли? это просто прах. Вы возьмите всякую негодную, последнюю вещь, например даже простую тряпку, и тряпке есть цена: ее хоть, по крайней мере, купят на бумажную фабрику, а ведь это ни на что не нужно. Ну, скажите сами, на что оно нужно?
   -Уж это, точно, правда. Уж совсем ни на что не нужно; да ведь меня одно только и останавливает, что ведь они уже мертвые.
   "Эк ее, дубинно-головая какая! -  сказал про себя Чичиков, уже начиная выходить из терпения. - Пойди ты, сладь с нею! В пот бросила, проклятая старуха!" Тут он, вынувши из кармана платок, начал отирать пот, в самом деле выступивший на лбу. Впрочем, Чичиков напрасно сердился: иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных, как день, всё отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены. Отерши пот, Чичиков решился попробовать, нельзя ли ее навести на путь какою-нибудь иною стороною.

Для выполнения задания 1.1.1. - 1.1.3 запишите в бланке ответов сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайтеразвёрнутый связный ответ (примерный объём -  3-5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, используя приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.

1.1.1   С чес связаны трудности, испытываемые Чичиковым при заключении сделки с Коробочкой?

1.1.2   В чём смысл сравнения Коробочки с "государственным человеком"?

1.1.3   Какое место отведено Коробочке в системе образов поэмы Н.В. Гоголя "Мёртвые души"?

  Для выполнения задания 1.1.4 запишите в бланке ответов сначала номер задания, а затем дайте развёрнутый связный ответ (примерный объём - 5-8 предложений). Найдите основание для сопоставления представленных текстов и сопоставьте их в выбранном ракурсе, приводя доказательства и формулируя обоснованные выводы (допускается обращение к другим эпизодам произведений). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.

1.1.4 Сопоставьте диалог Чичикова и Коробочки из приведённого фрагмента поэмы Н.В. Гоголя "Мёртвые души" с фрагментом романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". К каким выводам привело Вас это сопоставление?


    - Если б у меня был табун в тысячу кобыл, - сказал Азамат, - то отдал бы тебе весь за твоего Карагеза.
- Йок, не хочу, - отвечал равнодушно Казбич.
- Послушай, Казбич, - говорил, ласкаясь к нему, Азамат, - ты добрый человек, ты храбрый джигит, а мой отец боится русских и не пускает меня в горы; отдай мне свою лошадь, и я сделаю все, что ты хочешь, украду для тебя у отца лучшую его винтовку или шашку, что только пожелаешь, - а шашка его настоящая гурда: приложи лезвием к руке, сама в тело вопьется; а кольчуга - такая, как твоя, нипочем. Казбич молчал.
 - В первый раз, как я увидел твоего коня, - продолжал Азамат, когда он под тобой крутился и прыгал, раздувая ноздри, и кремни брызгами летели из-под копыт его, в моей душе сделалось что-то непонятное, и с тех пор все мне опостылело: на лучших скакунов моего отца смотрел я с презрением, стыдно было мне на них показаться, и тоска овладела мной; и, тоскуя, просиживал я на утесе целые дни, и ежеминутно мыслям моим являлся вороной скакун твой с своей стройной поступью, с своим гладким, прямым, как стрела, хребтом; он смотрел мне в глаза своими бойкими глазами, как будто хотел слово вымолвить. Я умру, Казбич, если ты мне не продашь его! - сказал Азамат дрожащим голосом. Мне послышалось, что он заплакал: а надо вам сказать, что Азамат был преупрямый мальчишка, и ничем, бывало, у него слез не выбьешь, даже когда он был помоложе. В ответ на его слезы послышалось что-то вроде смеха.
 - Послушай! - сказал твердым голосом Азамат, - видишь, я на все решаюсь. Хочешь, я украду для тебя мою сестру? Как она пляшет! как поет! а вышивает золотом - чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха ... Хочешь, дождись меня завтра ночью там в ущелье, где бежит поток: я пойду с нею мимо в соседний аул, - и она твоя. Неужели не стоит Бэла твоего скакуна? Долго, долго молчал Казбич; наконец вместо ответа он затянул старинную песню вполголоса:

 Много красавиц в аулах у нас,
 Звезды сияют во мраке их глаз.
 Сладко любить их, завидная доля;
 Но веселей молодецкая воля.
 Золото купит четыре жены,
 Конь же лихой не имеет цены:
 Он и от вихря в степи не отстанет,
 Он не изменит, он не обманет.

 Напрасно упрашивал его Азамат согласиться, и плакал, и льстил ему, и клялся; наконец Казбич нетерпеливо прервал его:
 - Поди прочь, безумный мальчишка! Где тебе ездить на моем коне? На первых трех шагах он тебя сбросит, и ты разобьешь себе затылок об камни.
(М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени")

Вариант 2

 Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания 1.2.1 - 1.2.4.

Невыразимое

Отрывок
Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила?
Едва-едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью...
Но льзя ли в мертвое живое передать?
Кто мог создание в словах пересоздать?
Невыразимое подвластно ль выраженью?..
Святые таинства, лишь сердце знает вас.
Не часто ли в величественный час
Вечернего земли преображенья -
Когда душа смятенная полна
Пророчеством великого виденья
И в беспредельное унесена,-
Спирается в груди болезненное чувство,
Хотим прекрасное в полете удержать,
Ненареченному хотим названье дать -
И обессиленно безмолвствует искусство?
Что видимо очам - сей пламень облаков,
По небу тихому летящих,
Сие дрожанье вод блестящих,
Сии картины берегов
В пожаре пышного заката -
Сии столь яркие черты -
Легко их ловит мысль крылата,
И есть слова для их блестящей красоты.
Но то, что слито с сей блестящей красотою,-
Сие столь смутное, волнующее нас,
Сей внемлемый одной душою
Обворожающего глас,
Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет
(Как прилетевшее незапно дуновенье
От луга родины, где был когда-то цвет,
Святая молодость, где жило упованье),
Сие шепнувшее душе воспоминанье
О милом радостном и скорбном старины,
Сия сходящая святыня с вышины,
Сие присутствие создателя в созданье -
Какой для них язык?.. Горе душа летит,
Все необъятное в единый вздох теснится,
И лишь молчание понятно говорит.
* * *
                                              (1819 г. В.А. Жуковский)


   Для выполнения заданий 1.2.1 - 1.2.3 запишите в бланке ответов  сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайтеразвёрнутый связный ответ (примерный объём -  3-5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, используя приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.

1.2.1 Как в стихотворении отображена связь между природой и поэтическим
творчеством?

1.2.2 Почему лирический герой стихотворения часто прибегает к риторическим
вопросам?

1.2.3 Как вы понимаете смысл последней строки стихотворения?

Для выполнения задания 1.2.4 запишите в бланке ответов сначала номер
задания, а затем дайте развёрнутый связный ответ (примерный объём - 5-8
предложений). Найдите основание для сопоставления представленных
текстов и сопоставьте их в выбранном ракурсе, приводя доказательства и
формулируя обоснованные выводы (допускается обращение к другим эпизодам
произведений). Привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия,
раскрывайте собственное понимание произвидений.

1.2.4 Сопоставьте стихотворение В.А. Жуковского "Невыразимое" с приведённым
ниже стихотворением А.А. Фета "Как беден наш язык!"



Часть 2

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем слчинений (2.1 - 2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается нулём баллов). Опирайтесь на текст литературных произведений, учитывайте позицию автора, привлекайте необходимые теоретико- литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.

2.1   Какое содержание вкладывают в понятие "ум" герои комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"?

2.2   Как в лирике М.Ю. Лермонтова  связаны тема любви и мотив одиночества?

2.3  Какие нравственные проблемы ставит Н.М. Карамзин в повести "Бедная Лиза"?

2.4   Какие пороки обличает в своих сатирических сказках М.Е. Салтыков-Щежрин?
(Данная тема может быть раскрыта как на примере одной сказки, так  и с привлечением нескольких сказок)






Hosted by uCoz