Электронная библиотека лицеиста

Главное меню:

 Помощь при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ

                                                                     ГИА    

Экзаменационная работа 1


  Просмотрите художественные тексты, предложенные в варианте 1 и варианте 2 части 1 экзаменационной работы, и выберите вариант, который вы будете выполнять. Оценивается выполнение только ОДНОГО варианта части 1 экзаменационной работы.

        Вариант 1

  Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания 1.1.1.-1.1.4

Фрагмент Действия III Явления 1

             Чацкий
   Я странен, а не странен кто ж?
   Тот, кто на всех глупцов похож;
   Молчалин, например...
   София
   Примеры мне не новы;
   Заметно, что вы желчь на всех излить готовы;
   А я, чтоб не мешать, отсюда уклонюсь.
   Чацкий (держит ее)
   Постойте же.
   (В сторону)
   Раз в жизни притворюсь.
   (Громко)
   Оставимте мы эти пренья.
   Перед Молчалиным не прав я, виноват;
   Быть может он не то, что три года назад:
   Есть на земле такие превращенья
   Правлений, климатов, и нравов, и умов,
   Есть люди важные, слыли за дураков:
   Иной по армии, иной плохим поэтом,
   Иной... Боюсь назвать, но признано всем светом,
   Особенно в последние года,
   Что стали умны хоть куда.
   Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый,
   Но есть ли в нем та страсть? то чувство? пылкость та?
   Чтоб, кроме вас, ему мир целый
   Казался прах и суета?
   Чтоб сердца каждое биенье
   Любовью ускорялось к вам?
   Чтоб мыслям были всем, и всем его делам
   Душою - вы, вам угожденье?..
   Сам это чувствую, сказать я не могу,
   Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит,
   Не пожелал бы я и личному врагу,
   А он?.. смолчит и голову повесит.
   Конечно, смирен, все такие не резвы;
   Бог знает, в нем какая тайна скрыта;
   Бог знает, за него что выдумали вы,
   Чем голова его ввек не была набита.
   Быть может, качеств ваших тьму,
   Любуясь им, вы придали ему;
   Не грешен он ни в чем, вы во сто раз грешнее.
   Нет! нет! пускай умен, час от часу умнее,
   Но вас он стоит ли? вот вам один вопрос.
   Чтоб равнодушнее мне понести утрату,
   Как человеку вы, который с вами взрос,
   Как другу вашему, как брату,
   Мне дайте убедиться в том;
   Потом
   От сумасшествия могу я остеречься;
   Пушусь подалее простыть, охолодеть.
   Не думать о любви, но буду я уметь
   Теряться по свету, забыться и развлечься.
                                                           (А.С. Грибоедов "Горе от ума")
  Для выполнения задания 1.1.1. - 1.1.3 запишите в бланке ответов сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайтеразвёрнутый связный ответ (примерный объём -  3-5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, используя приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.

1.1.1   В чём, с точки зрения Софьи, состоит "странность" Чацкого?

1.1.2   Чацкий пытается вскрыть причины расположения Софьи к Молчалину: "Быть может, качеств ваших тьму, // Любуясь им, вы придали ему..." Почему Чайкий выдвигает это предложение?

1.1.3   Чем можно объяснить то, что Чацкий после разговора с Софьей лтказывается верить в её любовь к Молчалину?

  Для выполнения задания 1.1.4 запишите в бланке ответов сначала номер задания, а затем дайте развёрнутый связный ответ (примерный объём - 5-8 предложений). Найдите основание для сопоставления представленных текстов и сопоставьте их в выбранном ракурсе, приводя доказательства и формулируя обоснованные выводы (допускается обращение к другим эпизодам произведений). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.

1.1.4  Сопоставьте монолог Чацкого из приведённого фрагмента комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" с фрагментом романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". К каким выводам привело вас это сопоставление?

                                 Письмо Онегина к Татьяне


Предвижу все: вас оскорбит
Печальной тайны объясненье.
Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!
Чего хочу? с какою целью
Открою душу вам свою?
Какому злобному веселью,
Быть может, повод подаю!

Случайно вас когда-то встретя,
В вас искру нежности заметя,
Я ей поверить не посмел:
Привычке милой не дал ходу;
Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.
Еще одно нас разлучило...
Несчастной жертвой Ленский пал...
Ото всего, что сердцу мило,
Тогда я сердце оторвал;
Чужой для всех, ничем не связан,
Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.

Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!
 (А.С. Пушкин)

Вариант 2

 Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания 1.2.1 - 1.2.4.

И скучно и грустно

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят - все лучшие годы!

Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно...

Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -
Такая пустая и глупая шутка...
                                                                                               (М.Ю. Лермонтов)

   Для выполнения заданий 1.2.1 - 1.2.3 запишите в бланке ответов  сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайтеразвёрнутый связный ответ (примерный объём -  3-5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, используя приведённый фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения). Опирайтесь на позицию автора, привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.

1.2.1 Как в стихотворении раскрывается тема времени?

1.2.2 Каковы особенности композиции стихотворения?

1.2.3 Почему лирический герой не находит душевной опорыв тех ценностях, которые
названы в стихотворении?

Для выполнения задания 1.2.4 запишите в бланке ответов сначала номер
задания, а затем дайте развёрнутый связный ответ (примерный объём - 5-8
предложений). Найдите основание для сопоставления представленных
текстов и сопоставьте их в выбранном ракурсе, приводя доказательства и
формулируя обоснованные выводы (допускается обращение к другим эпизодам
произведений). Привлекайте необходимые теоретико-литературные понятия,
раскрывайте собственное понимание произвидений.

1.2.4 Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова "И скучно и грустно" с
приведённым ниже стихотворение А.С. Пушкина "Дар напрасный, дар случайный..."
К каким выводам вас привело это сопоставление?

* * *

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

(А.С. Пушкин)26 мая 1828г.

Часть 2

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложенных тем слчинений (2.1 - 2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается нулём баллов). Опирайтесь на текст литературных произведений, учитывайте позицию автора, привлекайте необходимые теоретико- литературные понятия, раскрывайте собственное видение проблемы.

2.1   Какое содержание вкладывают в понятие "ум" герои комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума"?

2.2   Как в лирике М.Ю. Лермонтова  связаны тема любви и мотив одиночества?

2.3  Какие нравственные проблемы ставит Н.М. Карамзин в повести "Бедная Лиза"?

2.4   Какие пороки обличает в своих сатирических сказках М.Е. Салтыков-Щежрин?
(Данная тема может быть раскрыта как на примере одной сказки, так  и с привлечением нескольких сказок)






Hosted by uCoz