|
|||||||
Главное
меню:
|
Помощь при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ
ЕГЭ
Экзаменационная работа 1Просмотрите художественные тексты, предложенные в варианте 1 и варианте 2 части 1 экзаменационной работы, и выберите вариант, который вы будете выполнять. Оценивается выполнение только ОДНОГО варианта части 1 экзаменационной работы. Часть 1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и
выполните
задания
B1–B7; C1, C2.
– Вот мы и дома, – промолвил Николай Петрович, снимая картуз и встряхивая волосами. – Главное, надо теперь поужинать и отдохнуть. – Поесть действительно не худо, – заметил, потягиваясь, Базаров и опустился на диван. – Да, да, ужинать давайте, ужинать поскорее. – Николай Петрович без всякой видимой причины потопал ногами. – Вот кстати и Прокофьич. Вошел человек лет шестидесяти, беловолосый, худой и смуглый, в коричневом фраке с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Он осклабился, подошел к ручке к Аркадию и, поклонившись гостю, отступил к двери и положил руки за спину. – Вот он, Прокофьич, – начал Николай Петрович, – приехал к нам наконец... Что? как ты его находишь? – В лучшем виде-с, – проговорил старик и осклабился опять, но тотчас же нахмурил свои густые брови. – На стол накрывать прикажете? – проговорил он внушительно. – Да, да, пожалуйста. Но не пройдёте ли вы сперва в вашу комнату, Евгений Васильич? – Нет, благодарствуйте, незачем. Прикажите только чемоданишко мой туда стащить да вот эту одежонку, – прибавил он, снимая с себя свой балахон. – Очень хорошо. Прокофьич, возьми же их шинель. (Прокофьич, как бы с недоумением, взял обеими руками базаровскую «одежонку» и, высоко подняв её над головою, удалился на цыпочках.) А ты, Аркадий, пойдёшь к себе на минутку? – Да, надо почиститься, – отвечал Аркадий и направился было к дверям, но в это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик Аркадиева дяди, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов. Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом, и подал её племяннику. Совершив предварительно европейское «shake hands», он три раза, по-русски, поцеловался с ним, то есть три раза прикоснулся своими душистыми усами до его щёк, и проговорил: «Добро пожаловать». Николай Петрович представил его Базарову: Павел Петрович слегка наклонил свой гибкий стан и слегка улыбнулся, но руки не подал и даже положил её обратно в карман. – Я уже думал, что вы не приедете сегодня, – заговорил он приятным голосом, любезно покачиваясь, подёргивая плечами и показывая прекрасные белые зубы. – Разве что на дороге случилось? – Ничего не случилось, – отвечал Аркадий, – так, замешкались немного. (И.С. Тургенев, «Отцы
и дети».)
Ответом
к заданиям B1–B7 является слово, или словосочетание, или
последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. В1 Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество И.С. Тургенева и принципы которого нашли своё воплощение в «Отцах и детях». В2 К какому жанру относится произведение И.С. Тургенева «Отцы и дети»? В3 Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности («На вид ему было лет сорок пять…»)? В4 Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПЕРСОНАЖИ ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА А) Евгений Базаров 1) получает ранение на дуэли Б) Николай Кирсанов 2) женится на сестре Одинцовой В) Павел Кирсанов 3) умирает от тяжёлой болезни 4) делает Фенечку законной женой Ответ запишите цифрами в таблице.
В5 Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)? В6 Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения даны в противопоставлении. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении? В7 В начале приведённого фрагмента герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи? Для выполнения заданий С1 и С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание С2, приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием Вашего выбора; можно приводить в качестве позиций сопоставления два произведения одного автора за исключением того автора, чьё произведение рассматривается в задании). Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. С1 Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения? С2 В каких произведениях русской классики отображён конфликт между представителями разных поколений и в чём эти произведения можно сопоставить с тургеневскими «Отцами и детьми»? Часть 2
Прочитайте
приведённое ниже произведение и выполните заданияB8–B12; C3, C4. РОССИЯ
Опять, как в годы золотые, Три стёртых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи... Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые – Как слёзы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу... Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет, – Не пропадёшь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... Ну что ж? Одно заботой боле – Одной слезой река шумней, А ты всё та же – лес, да поле, Да плат узорный до бровей... И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснёт в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!.. (А.А. Блок, 1908)
Ответом к заданиям B8–B12 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы сначала в текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву (цифру) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. В8 Назовите модернистское поэтическое течение начала XX в., одним из ярких представителей которого являлся А.А. Блок. В9 Укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору. В10 Укажите приём, к которому прибегает автор в строках Мне избы серые твои,
Твои мне песни
ветровые –Как слёзы первые любви! В11 Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в четвёртой строфе данного стихотворения. 1) гипербола 2) инверсия 3) ирония 4) эпитет 5) звукопись Впишите соответствующие номера в таблицу в порядке возрастания и перенесите в бланк ответов № 1. В12 Укажите размер, которым написано стихотворение А.А. Блока «Россия» (без указания количества стоп). Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание С4, приведите не менее двух позиций сопоставления (позицией сопоставления считается указание автора и названия художественного произведения с обязательным обоснованием Вашего выбора; можно приводить в качестве позиций сопоставления два произведения одного автора за исключением того автора, чьё произведение рассматривается в задании). Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. С3 Каким чувством проникнуто обращение поэта к России? С4 В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чём их сходство и различие со стихотворением А.А. Блока? Часть 3
Для
выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных
тем сочинений (С5.1, С5.2, С5.3). В бланке
ответов №2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите
сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения
менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов). Опирайтесь
на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения.
Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении
по лирике необходимо проанализировать не менее трёх
стихотворений). Используйте
теоретико-литературные понятия как инструмент анализа
произведения. Продумывайте
композицию сочинения. Сочинение
пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
С5.1 Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью? С5.2 В чем смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».) С5.3 Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».) |