|
|
Главное
меню:
|
Билеты по
литературе для устного экзамена
Билет №4
1.Тематика и образы
романтической поэзии Жуковского.Романтизм был преобладающим художественным методом Жуковского. "Родитель на Руси романтизма" - так называл сам себя поэт. Каковы основные особенности его творчества? Действительности противопоставляется идеальный мир, который заключен, прежде всего, в прошлом.Оно благостно в сравнительно недавнем "вчера", но ещё прекраснее и увлекательнее в давнем, в тумане веков, в мире средневековья с его рыцарством и отчасти античности ("для сердца прошедшее вечно"). Чудесен и тот мир, который удалён в пространственном отношении, жизнь краёв экзотических, быт и легенды Востока. Пленительно и содержание народного творчества, легенд и преданий, сказаний и сказок. Они занимают в творчестве Жуковского важное и достойное место. Фольклорные мотивы оживают и в лирике поэта. Но есть ещё одно прибежище для неудовлетворённых окружающим. Это внутренний мир челоаека, сфера его сердечных чувств, его душа. Поэт глубоко проникает в душевную организацую изображаемого человека. Своеобразие романтизма Жуковского заключается в философской созерцательности, меланхоличности, в устремленности к сфере духовной жизни, где ПОЭТ находит и прекрасное, и возвышенное, и бесконечное. Элегия "Невыразимое" отличается тонкостью наблюдений и мудрой философичностью. Поэт размышляет о первенстве жизни и вторичности искусства, о значимости субъективного начала в творчестве, о передаче в нём нюансов и оттенков настроений, о способности выражать невыразимое. Стихотворение славит гармонию природы, согласовавшей "разновидное с единством", и одовременно мощь сознания , соединяющее прошлое и настоящее, далёкое и близкое, реальное и идеальное ("сходящую святыню с вышины"), сознания, заключающего "в единый вздох" всё необъятное. И сама эта элегия написана поэтом так, что она сумела выразить в слове то, что казалось бы, относится к миру невыразимого. Для этого автор шедевра блистательно соединил слова конкретные и абстрактные, построил свой "отрывок" на сложных периодах, анафорах и эпифорах (рродственных окончаниях), зримых картинах и рассуждениях о них. 2. Смешное и грустное в рассказе Чехова "Смерть чиновника". Сюжет этого произведения, как и большинства ранних рассказов Чехова, откровенно анекдотичен. По словам писателя, литературное произведение «должно давать не только мысль, но и звук, известное звуковое впечатление». В рассказе это в прямом смысле звуковое впечатление («Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось... он отвел от глаз бинокль, нагнулся и... апчхи!!! Чихнул, как видите») продолжает звучать в наших ушах на протяжении всего рассказа, прочно удерживая на нашем лице улыбку, вызывая комический эффект. Это — от анекдота. Ситуационное мышление — это тоже свойство анекдота. Тем неожиданнее окажется серьезное содержание этой анекдотической истории, которое явственно проступит в финале рассказа-анекдота. Смешное и трагическое в рассказе. Печальный сюжет контрастирует с ироническим тоном произведения. Смешной рассказ начинается со слова... «смерть» и заканчивается словом «помер». Но необходимо помнить, что эмоциональная контрастность — это постоянная отличительная черта и «раннего», и «позднего» Чехова: «С самого начала творческого пути эмоциональная контрастность изображаемого... была результатом сознательного авторского выбора, художественного эксперимента». Иронична интонация повествования: «В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор...», «Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицмейстеры, и тайные советники. Все чихают» и т. п. Говорящие имена персонажей выбраны в целях создания комического эффекта: Червяков, Бризжалов. Как и многие смешные рассказы Чехова, рассказ «Смерть чиновника» не только смешон, но и грустен, и даже страшен. Гибель героя производит в рассказе эффект не только комический, но и трагический, поскольку мы становимся свидетелями добровольного, упорного самоунижения человеческого в человеке. 3. Как можно объяснить безразличие Печорина к судьбе своего дневника? (по роману Лермонтова "Герой нашего времени").В Предисловии к "Журналу Печорина" читаем: "История души человеческой ...едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление". печорин страдает от преждевременного охлаждения души, от скуки, от того, что всё заранее известно и предусмотрено судьбой. и при этом - не может, не хочет отказаться от того минутного подъёма сил, которое дарит влюблённость. Не удовлетворяясь любовной игрой, Печорин всё время ведёт игру с жизнью и смертью. Он бесстрашно идёт с "Ундиной" на ветхом ялике в открытое море, стреляется с Грушницким, хладнокровно захватывает пьяного казака, только что зарубившего Вулича. Пожертвовать жизнью для него проще, чем пожертвовать своей свободой ради чужого счастья. Более того, не находя выхода из мучающих его противоречий, он бессознательно ищет смерти, словно надеясь, что она освободит его от безысходного, беспредельного страдания... Печорин - герой, по существу, обречённый. Он не может жить в "скучной" России, стремиться на "яркий" Восток (видимо, в надежде приобрести новые впечатления) . Но убежать от себя самого, от своего всесжигающего индивидуализма он не может. Его главная черта - скептический аналитизм, постоянно приводящий к разочарованию духовными ценностями. Первая среди них - любовь. То же самое происходит с понятием "дружбы". Лермонтов приводит своего героя , отказавшегося судить себя, к полному поражению. Печорин постоянно ощущает свою нравственную ущербность: он говорит о двух половинах души, о том, что лучшая часть души "высохла, испарилась, умерла". Именно скептицизм, отсутствие нравственных ориентиров, сомнение в ценности собственной личности приводят к тому, что, тщательно ведя дневник, Печорин оказывается равнодушен к его судьбе. |