Электронная библиотека лицеиста

Главное меню:

 Помощь при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ

                                       Билеты по литературе для устного экзамена
Билет №3

1.Тема маленького человека вповести Карамзина "Бедная Лиза".
 "Маленький человек" - обозначение героя, занимающего одно из низших мест в социальной иерархии. Основные черты личности "маленького человека": приниженность, острое ощущение несправедливости, уязвлённая гордость.
 ПовестьН.М. Карамзина "Бедная Лиза" была одним из первых сентиментальных произведений русской литературы XIII века. Главным героем повести является повествователь, который с грустью и сочуствием рассказывает о судьбе бедной девушки.
 Чрезвычайно существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. Он не обличает Эраста в гибели Лизы: молодой дворянин также несчастен, как крестьянская девушка. Но, и это особенно важно, Карамзин едва ли не первый в русской литературе открыл "живую душу" в "маленьком человеке", в представительнице низшего сословия. "И крестьянки любить умеют" - эта фраза из повести надолго стала крылатой в русской культуре. Отсюда начинается ещё одна традиция русской литературы: сочувствие "маленькому человеку", его радостям и бедам, защита слабых, угнетённых и безгласных - в этом главная нравственная задача  художников слова.
 "Бедная Лиза" стала чрезвычайно популярной в русском обществе. Гуманные чувства, умение сочувствовать и быть чувствительным оказались очень созвучны веяниям времени, когда литература от гражданской тематики, характерной для эпохи Просвещения , перешла к теме личной, частной жизни человека и главным объектом её внимания стал внутренний мир отдельной личности.
2. "Письмо Татьяны к Онегину" и его роль в раскрытии проблематики романа Пушкина "Евгений Онегин".
   Роман "Евгений Онегин" – это не только лучшее произведение Пушкина, это лучшее произведение  всей русской литературы.  «Энциклопедия русской жизни", по мнению В.Г.Белинского, заключает в себе так много значимого для русского человека: быт и природу России, кипение политической жизни, идейные споры, душевные переживания и, конечно же,  любовь.
   3 главу принято считать завязкой конфликта романа. Вряд ли Пушкин с его художественной энергией растянул экспозицию на две главы. Поэт начал роман решительно. Завязка романа – противоречие в характере героя: при внешнем благополучии условий жизни Онегин впадает в хандру. 2 глава ведёт к перемене мест. Но в усадьбе герой скучает так же, как в столице. 3 глава – следующий шаг сюжета: герой сталкивается с природной стихией человеческого сердца – любовью. Вспыхнувшее чувство Татьяны к Онегину и письмо составляют центр главы.
 
   Следует учесть, что письмо Татьяны – перевод с французского языка. Писать по-французски, думать на чужом языке – показатель высокой образованности, что типично для любого русского дворянина того времени.
   Татьяна понимает, на что обрекает себя в случае разглашения Онегиным тайны письма. И "стыд" и "презренье" действительно обрушатся на Татьяну. В XIX веке это позор – писать незнакомому молодому человеку, признаваясь в любви. Но Татьяна пишет твёрдою рукою, это её выбор. Она всегда сама решает свою судьбу. Впоследствии лишь от неё зависело решение о свадьбе и переезде  Москву.
   Татьяна уверена, что после прочтения письма Евгений не отвергнет её: "Хоть каплю жалости, храня, // Вы не оставите меня". Значит, знала, что её полюбят. Это говорит о её интуиции, ведь потом, несколько лет спустя он полюбит её. Или это вовсе не уверенность, а надежда, мольба. Белинский скажет: "Онегин не узнал своей родной души; Татьяна же узнала в нём свою родную душу, не как в полном её проявлении, но как в возможности…". Татьяна догадывалась об этой возможности.
   До этого момента Татьяна видела Евгения мельком, несколько раз, она внимательно слушала его, но достаточно ли этого для возникновения настоящей высокой любви? Кто этот чужой человек, к которому Таня обращается на вы, он намного старше 18-летней героини, воспитан столицей. Она права: "в глуши, в деревне всё вам скучно". Ей остаётся только "всё думать, думать об одном и день, и ночь до новой встречи".  О чём могла думать юная Таня, воспитанная на французских романах?
     Влияние сентиментальной литературы легко угадать по эпизоду письма "Ты чуть вошёл, я вмиг узнала,// Вся обомлела, запылала//. И в мыслях молвила: вот он!".
Но так и быть!
Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю.

Татьяна самостоятельна в суждениях и поступках. Она выбрала из всех буяновых, петушковых, пыхтиных, а своего героя, способного и любить её, и быть мужем, и отцом детей. Далее следует ещё более интересная фраза:
Перед тобою слёзы лью,
Твоей защиты умоляю.

Возникает вопрос: от кого просит Татьяна защиты? Татьяна боится одиночества, своей любви, а значит и самой себя, своих необдуманных поступков, один из которых она уже совершила.
   Ни няне, ни сестре, ни матери не понять "тоску волнуемой души". Для её скрытного характера исключена возможность "сердечного признания" кому бы то ни было, кроме Евгения. Лишь его признаёт Татьяна как равного себе по интеллекту, по начитанности, по способности чувствовать. И если потерять его, единственно достойного, то останется только погибнуть среди отвергнутых женихов, а это очень страшно.
Татьяна безропотно примет всё: и отказ Онегина, и его ответ на любовь.

   Письмо Татьяны является цельным по содержанию и по форме. Письмо нежное, робкое, трепетное. В нём ненавязчиво дыхание молодости, чистоты, невинности. Оно непорочно, восхищает и смелостью поступка, и искренностью чувств, и благородством.

3.Почему мужики в сказке Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик" предстают в виде "роя"?
 

В сказке Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» герой постепенно деградирует, превращаясь в животное. Помещик ненавидел крестьян и однажды захотел, чтобы его мужики вдруг куда-нибудь подевались. И вдруг действительно «по щучьему велению по моему хотению» мужики взяли, собрались роем и улетели. Каков смысл этого сравнения? Почему именно роем?

Салтыков-Щедрин убежден в том, что народ – созидатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства. С исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых российский дворянин превращается в дикого зверя: «…вцепится в свою добычу, разорвет… ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест».  Прекратился подвоз продуктов из имения, некому платить подати. Даже защитить помещика от медведей некому.

Однако изображая народ, Салтыков-Щедрин сочувствует ему и одновременно осуждает его за долготерпение и безропотность. Он уподобляет его «рою».

  Роем летают пчёлы, а, как известно, пчёлы очень трудолюбивы, кроме того, они живут миром, то есть все вместе, как и пчёлы. С другой стороны, пчёлы достаточно бездумны и не имеют нравственного начала. Поэтому мужики улетают у Салтыкова-Щедрина роем, как пчёлы. Ведь сатирик считал русский народ трудолюбивым, умелым, коллективистом, но не обладающим нравственным чувством и смиряющимся, за что осуждал его, высмеивал в своих сказках.  «…Подняли мякинный вихрь, и рой мужиков вымело прочь из поместья».

Hosted by uCoz