Электронная библиотека лицеиста

Главное меню:

 Помощь при подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ

                                       Билеты по литературе для устного экзамена
Билет №2

1.Черты классицизма в поэзии Ломоносова и Державина (Творчество одного из поэтов по выбору экзаменуемого).

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей»*, которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие, как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.
------------------------------------------
*Тео́рия трёх шти́лей — разработанная М. В. Ломоносовым стилистическая система русского языка. Ломоносов выделял три «стиля»:
Высокий штиль — высокий, торжественный, величавый. Жанры: ода, арабская речь.
Средний штиль: трагедии, сатиры, элегии, дружеские сочинения.
Низкий штиль: комедии, письма, эпиграммы, песни.
Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения — идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов.
"Цикл стихотворений, написанный  Ломоносовым , интересен не только образцовыми переводами Анакреона, но и тем, что  в  нем нашло отражение поэтическое кредо самого  Ломоносова . Высшей ценностью объявлено Русское государство, Россия. Смысл жизни поэт видит  в  служении общественному благу.  В поэзии  его вдохновляют только героические дела. Все это характеризует Ломоносова как поэта-классициста. Он верит в благостный союз  поэзии , науки и просвещенного абсолютизма."

Основной лозунг классицизма – подражание природе, где все ясно, четко, подчинено правилам. Герои четко делятся на положительных и отрицательных. Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в говорящих фамилиях. Принцип трех единств: времени, места и действия. (в течение 1 суток в одном и том же месте, количество действующих лиц ограничено). Четкое деление жанров на высокие(трагедия, эпопея, ода) и низкие (комедия, сатира, басня).
М.В.Ломоносов написал 20 торжественных од. Они положили начало поэзии государственного служения. Идеалом Ломоносова была просвещенная монархия, а идеальным героем – Петр 1.
"Ода на день восшествия…" – типичное произведение в духе классицизма. Написана она по поводу 5 годовщины воцарения Елизаветы, а также еще по одному конкретному поводу: РАН был дарован новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.
Главной для оды явилась тема России, ее процветание. Мир – основное условие для процветания и просвещения государства. Петр 1 для Ломоносова национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознававший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия русского государства.
Высокий торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, оный, токмо), усеченных форм прилагательных, изменение порядка слов в предложении.
В тексте оды находим метафоры, архаические слова и выражения, олицетворения, гиперболы, риторические вопросы и восклицания, характерные для стиля классической оды.

2.Роль эпизода встречи Башмачкина со "значительным лицом" в повести Гоголя "Шинель".

Это не правило, но в жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят, в конечном счете, более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что “совершающий несправедливость, несчастнее несправедливо страдающего”.

Такое же впечатление духовной мизерности и утлости от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после прочтения повести Гоголя “Шинель”, из которой, по образному выражению Достоевского, вышла вся русская литература.

“Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Они не понимают, не видят, не слушают меня...” Многие из великих писателей откликнулись на эту мольбу героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и развили образ “маленького человека” в своем творчестве. Этот образ, открытый еще Пушкиным, после появления “Шинели” стал одним из центральных в литературе 40-х годов

Гоголь призвал общество взглянуть на “маленького человека” с пониманием и жалостью. “Матушка, спаси твоего бедного сына!” — напишет автор. И действительно, некоторые обидчики Акакия Акакиевича вдруг понимали это и начинали испытывать муки совести. Один молодой служащий, решивший, как и все, подшутить над Башмачкиным, остановился, пораженный его словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И молодой человек содрогнулся, увидев, “как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости...”.

Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему. “Значительное лицо” так накричало на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.

Эпизод, изображающий встречу Башмачкина со «значительным лицом», очень важен для понимания идеи повести. «Значительное лицо» - чиновник, наделенный импозантной фигурой, тщеславием, заносчивостью, самодурством, высокомерием и бессердечием. Писатель выделяет выражение «значительно лицо» курсивом, но в то же время лишает его имени и названия должности.

Это воплощение власти вообще, это верховный чиновник, какого можно встретить в любом департаменте, на любой верхней ступени бюрократической лестницы. На миг Гоголь показывает «добрые движения» в душе «значительного лица». Это нужно для объемной характеристики этого персонажа, и для оттенения присущей ему злобы. «Значительное лицо», однако, лишено своей значительности (грозность он являет напоказ перед приятелем), это миражный образ, фигура, выставленная напоказ для поддержания страха и воздействия на чужое воображение. Но она являет свою дутую значительность и оказывает на несчастного Башмачкина сильнейшее воздействие. Безропотный ранее герой (в бреду упоминая его превосходительство) решается на «бунт».

В своей повести Гоголь сконцентрировал свое основное внимание на судьбе личности “маленького человека”, однако сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывается и о своем отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

3.В чём смысл названия рассказа Шолохова "Судьба человека"?
    В названии произведения отражена его ведущая гуманистическая идея. Автор сосредоточил внимание на характере и судьбе человека , который смог в жесточайших условиях остаться человеком, сохранить душу, способность к любви и состраданию.
 В герое есть что-то необычное, привлекающее внимание, вызывающее "удивление" даже у рассказчика, прошедшего "почти всю" войну. Это является мотивировкой особого интереса ("...я весь превратился в слух") к исповеди "уроженца Воронежской губернии" Андрея Соколова.  Для него самого воспоминания  - это попытка ответить на мучающие его вопросы: "За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?" Он раскрывает душу не просто перед первым встречным. Рассказсик для него родственная натура, фронтовик, много повидавший и понимающий собеседник. В то же время герой не ищет дружественного отношения : опыт войны научил видеть в каждом русском человеке "брата".


Hosted by uCoz