|
|
Главное
меню:
|
Билеты по
литературе для устного экзамена
Билет №2
1.Черты
классицизма в поэзии Ломоносова и Державина
(Творчество одного из поэтов по выбору экзаменуемого).В России классицизм зародился в XVIII веке, после
преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха,
разработана теория «трех штилей»*, которая явилась по сути адаптацией
французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены
индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые
родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие, как воплощение
каких-либо социальных или духовных сил. Основной лозунг классицизма – подражание природе, где все
ясно, четко, подчинено правилам. Герои четко делятся на положительных и
отрицательных. Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или
порока), что отражается в говорящих фамилиях. Принцип трех единств: времени,
места и действия. (в течение 1 суток в одном и том же месте, количество
действующих лиц ограничено). Четкое деление жанров на высокие(трагедия, эпопея,
ода) и низкие (комедия, сатира, басня). Это не правило, но в жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят, в конечном счете, более слабыми и ничтожными, чем их жертвы. Еще Демокрит в свое время говорил, что “совершающий несправедливость, несчастнее несправедливо страдающего”. Такое же впечатление духовной мизерности и утлости от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после прочтения повести Гоголя “Шинель”, из которой, по образному выражению Достоевского, вышла вся русская литература. “Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Они не
понимают, не видят, не слушают меня...” Многие из великих писателей
откликнулись на эту мольбу героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и развили
образ “маленького человека” в своем творчестве. Этот образ, открытый еще
Пушкиным, после появления “Шинели” стал одним из центральных в литературе 40-х
годов Гоголь призвал общество взглянуть на “маленького человека” с пониманием и жалостью. “Матушка, спаси твоего бедного сына!” — напишет автор. И действительно, некоторые обидчики Акакия Акакиевича вдруг понимали это и начинали испытывать муки совести. Один молодой служащий, решивший, как и все, подшутить над Башмачкиным, остановился, пораженный его словами: “Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?” И молодой человек содрогнулся, увидев, “как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости...”. Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему. “Значительное лицо” так накричало на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни. Эпизод, изображающий встречу Башмачкина со «значительным лицом», очень важен для понимания идеи повести. «Значительное лицо» - чиновник, наделенный импозантной фигурой, тщеславием, заносчивостью, самодурством, высокомерием и бессердечием. Писатель выделяет выражение «значительно лицо» курсивом, но в то же время лишает его имени и названия должности. Это воплощение власти вообще, это верховный чиновник, какого можно встретить в любом департаменте, на любой верхней ступени бюрократической лестницы. На миг Гоголь показывает «добрые движения» в душе «значительного лица». Это нужно для объемной характеристики этого персонажа, и для оттенения присущей ему злобы. «Значительное лицо», однако, лишено своей значительности (грозность он являет напоказ перед приятелем), это миражный образ, фигура, выставленная напоказ для поддержания страха и воздействия на чужое воображение. Но она являет свою дутую значительность и оказывает на несчастного Башмачкина сильнейшее воздействие. Безропотный ранее герой (в бреду упоминая его превосходительство) решается на «бунт». В своей повести Гоголь сконцентрировал свое основное внимание на судьбе личности “маленького человека”, однако сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывается и о своем отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств. 3.В чём смысл названия рассказа Шолохова "Судьба человека"?В названии произведения отражена его ведущая гуманистическая идея. Автор сосредоточил внимание на характере и судьбе человека , который смог в жесточайших условиях остаться человеком, сохранить душу, способность к любви и состраданию. В герое есть что-то необычное, привлекающее внимание, вызывающее "удивление" даже у рассказчика, прошедшего "почти всю" войну. Это является мотивировкой особого интереса ("...я весь превратился в слух") к исповеди "уроженца Воронежской губернии" Андрея Соколова. Для него самого воспоминания - это попытка ответить на мучающие его вопросы: "За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?" Он раскрывает душу не просто перед первым встречным. Рассказсик для него родственная натура, фронтовик, много повидавший и понимающий собеседник. В то же время герой не ищет дружественного отношения : опыт войны научил видеть в каждом русском человеке "брата". |